Родительское собрание о нравственном воспитании

Родительское собрание о нравственном воспитании

Ты рожден человеком,

но Человеком надо стать!

В.А. Сухомлинский

Задачи собрания:

1.      Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств: чувства сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость, порядочность; показать важную роль родителей в воспитании ответственных, добрых и внимательных детей.

2.      Вызвать у родителей эмоциональную реакцию, заставить задуматься о своей роли в нравственном воспитании детей.

Подготовительная работа к собранию:

Список литературы для родителей:

1.      Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М. 2001

2.      Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений М., 2000

3.      Волков С.А. Интеллект – технология – нравственность. СПб, 1995

4.      Леви В.Л. Как воспитывать родителей

5.      Подумать над вопросами:

  • Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?
  • Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?
  • Как мы воспитываем эти ценности в детях?
  • От чего надо беречь душу ребенка?

6.      Видеоклип “Интервью с богом” Приложение 1

7.      Десять “нельзя”, соблюдение которых являются делом настоящего человека. (В.А. Сухомлинский). Приложение 2

Ход собрания

1. Организационный момент. Просмотр видеоклипа.

Родители делятся своими впечатлениями.

2. Родителям о нравственном воспитании. (Беседа учителя)

Нравственное воспитание подрастающего поколения – было, есть и будет самой актуальной задачей любого общества. Мы все знаем, что все начинается с детства и лучше с самого начала правильно воспитывать, чем заниматься перевоспитанием. Еще в старые времена приводили такую аналогию: согнутое в колесо дерево легче ломается, чем выпрямляется. Нравственное воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность с целью укрепления в душе и сознании моральных норм, принципов, ценностей. Народная мудрость гласит: “Человеком не рождаются, человеком становятся”. В мире нет ничего более ценного, чем сам человек. Но почему один человек идет по жизни с высоко поднятой головой, не падает духом, какие бы его испытания, ни ожидали, а другой человек теряется, опускает руки.

Почему одному человеку люди радуются, считаются с его мнением, уважают его. А с другим стараются даже встречаться как можно реже?
Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?
Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?
Как мы воспитываем эти ценности в детях?
От чего надо беречь душу ребенка?
На эти вопросы мы вместе с вами попытаемся ответить.

  • Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?

– круг общения;
– родители;
– книга;
– телевидение;
– друзья…

(Родители продолжают список)

  • Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?

– веру в добро, желание творить добро;
– справедливость, правду;
– любовь к людям;
– любовь к природе, Родине;
– чуткость, внимательность, щедрость души;
– веру в себя, в собственные силы, ответственность, отношение к собственной жизни;
– стремление к прекрасному…

  • Как мы воспитываем эти ценности в детях?

Каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к этим серьезным вещам?

На этот вопрос можно ответить так: молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму впервые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом такими средствами как:

– постоянный образец добродетелей
– своевременное и разумное наставление
– умеренная дисциплина

Здесь нельзя воздержаться от того, чтобы не выразить сурового порицания обезьяньей или ослиной любви со стороны некоторых родителей по отношению к детям.

Закрывая на все глаза, такие родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких случаях детям разрешается совершать какой угодно негодный поступок, бегать туда и сюда, кричать, без причины плакать, грубо отвечать взрослым, приходить в гнев, показывать язык, позволять себе какое угодно своеволие – все это родители терпят и извиняют.

– Ребенок! – говорят они. Он еще этого не понимает. Если ты замечаешь у ребенка недостаток понимания, то почему не пробуждаешь его? Ведь не для того он рожден, чтобы остаться теленком, или осленком, но чтобы стать разумным существом.

  • Отчего надо беречь душу ребенка?

Душа? Да что же это такое? Мы часто говорим о воспитании души, о душевных людях и о бездушных.

О душе говорят как о живом существе: одно дело “мне больно”, другое – “душа болит”. Вслушаемся в ряд выражений. Всей душою желаю; всей душой чувствую. Всей душой люблю. Надеюсь; благодарен; ненавижу; страдаю; радуюсь; стремлюсь; верю и т.д.

Душа, если вслушаться в нашу речь, это соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей, радостей человека.

Соединенные вместе, желания и чувства получают новые свойства, а именно свойства души, так что мы говорим о чистоте души, о красоте ее или о низости. Это чрезвычайно важно для воспитания.

Так от чего же надо беречь душу ребенка?

  • От пустоты душевной, от такого состояния, когда у человека нет ничего за душой святого. Пустота души – это самое страшное зло, для утверждения которого в душе ребенка не нужно никакого вредного окружения – достаточно только быть равнодушным к человеку. Человек с пустой душой лишен самого драгоценного счастья – счастья творить добро.

Беречь душу ребенка – это значит заботиться о том, чтобы в душе его крепко утвердились незыблемые святыни.

Святынями, которые надо утверждать в душе ребенка, чтобы беречь ее чистоту являются:

– вера в добро, вера в то, что человек – творец добра не только для себя лично, но и для других людей.
– вера в великую силу труда, в то, что трудом человек создает свою собственную красоту;
– вера в самого себя, умение видеть в себе добро, способность переживать чувство гордости за самого себя, за успехи в труде, за добро, что создается собственным трудом для людей. Вдохнуть в детское сердце стремление творить добро не для человеческих глаз, а для самого себя.

  • От бездушного, бессердечного отношения к человеку. Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека – щадить его чувства и переживания, беречь чужое сердце. Эта способность учит чувствовать внутреннее душевное состояние другого человека.
  • Надо оберегать детскую душу от эгоизма. Самым главным корнем детского эгоизма является то, что впервые годы сознательной жизни, когда психика гибкая, чувствительная. Легко поддается воспитательному воздействию как раз в этот период “центром вселенной для ребенка являются его личные желания; все его чувства, его отношения к людям и самому себе – все это вырастает исключительно на почве личных желаний и зависит от того, как они удовлетворяются. Самое малое ограничение желаний вызывает тяжелые переживания, его сердце глухо к душевному состоянию других людей. Эгоизм калечит детскую душу.

Основное лечение от эгоизма – научить ребенка управлять своими желаниями. Воспитательная работа в этом направлении начинается в семье с того времени, как только ребенок осмыслит, что он живет среди людей и что у каждого человека есть желания.

Следовательно, чтобы предостеречь ребенка от эгоизма, необходимо последовательно учить его вносить ежедневную капельку добра в гармонию согласованной жизни. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать добра больше, чем сам его приносит. Если нарушается это равновесие, рабочая пчелка становится трутнем.

  • В тесной связи с предупреждением эгоизма находится оберегание детской души от равнодушия. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека в душе нет никаких идеалов, он может стать предателем. Равнодушие – родная сестра бессердечности, бездушности.

Первая предосторожность от равнодушия: – для ребенка в жизни не может быть ничего, что не волновало бы его сердце. Нельзя допускать, чтобы ребенок скользил холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение.

  • От неправды, обмана, фальши. От всего, что делается для “формы”, для отчета – это воспитывает подлость, лицемерие, теряется вера в правду.
  • От лености, безделья, привычки выполнять работу кое-как. Лень развращает душу человека не только тогда, когда он ничего не хочет делать. ленивый, бывает и делает все, что требуют, но единственным побуждением для него является принуждение, контроль. Лень уродует душу ребенка тем, что она лишает его самого главного внутреннего духовного стимула деятельности – вдохновения. Вдохнуть в душу ребенка желание, зажечь его работой – это означает дать ему счастье творчества, полноту духовной жизни.

Первоисточником лени в школьной жизни является леность мысли, ведь работа – и умственная, и физическая – любая работа всегда является выражением духовной жизни, в которой красной нитью проходит мысль. Вдохновение начинается от пробуждения мысли. Вдохновение приносит удовлетворение, наслаждение трудом.

Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность – подушка сатаны. И совершенно верно. Ведь кого сатана найдет не занятым трудами, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем также и позорными делами. Итак, благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами, т.к. таким образом заграждается дорога злейшему искусителю.

Приведу пример о воспитании детей одной семьи. На родительском собрании зашла речь об этой тонкой, нежной стороне духовной жизни детей в этой семье, высокоразвитом чувстве чести, стремлении все сделать своими силами. “Расскажите, уважаемая Мария Михайловна, пусть все родители послушают: как вы воспитываете своих детей? Как отшлифовываете в их душах вот эту драгоценную черту, которая для большинства семей пока еще, к сожалению, остается неуловимой, фантастической птицей?”

Мать усмехнулась и ответила: “Некогда нам с мужем воспитывать детей. Каждый день мы на работе. Закон у нас в семье такой: как только ребенок встал на ноги – работай. И не только для себя, но и для людей. И на людей смотри человеческими глазами… Это нерушимый закон. А воспитывать нам некогда… Пусть про воспитание расскажет тот, кто не работает, сидит с ребенком да еще воюет с ним из-за двоек, как слышала я не раз…”

И нам, учителям, и родителям стало ясно: то, про что говорит мать, про отсутствие воспитания, это и есть настоящее воспитание.

Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звездам. Главное, чтобы другим от этого выбора не было хуже.

Поспешите домой и по пути поразмышляйте над историей под названием “Ворота сада”.

Обсудите ее с вашим ребенком сегодня вечером… Пусть задумается…

Ворота сада

… Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Отец сказал юноше: “Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда потеряешь терпение”.

Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но, посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах.

И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая”.

Ребенок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти “нельзя”, сформулированных В. Сухомлинским. (Приложение 2)

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Бернарда Шоу:

Теперь, когда мы научились
летать по небу как птицы.
Плавать под водой как рыбы.
Нам остается только научиться
жить на Земле как люди!

 

Литература для подготовки родительского собрания:

1.      Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике.

2.      Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М. 2001

3.      Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений М., 2000

4.      Волков С.А. Интеллект – технология – нравственность. СПб, 1995

5.      Леви В.Л. Как воспитывать родителей

6.      Максимочкина В.Н. Родительские собрания. Взрослеем вместе.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Десять «нельзя», соблюдение которых являются делом настоящего человека.

  1. Нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие поколения заняты трудом и не могут позволить себе отдыха;
  2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию, - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
  3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их, подумай, рассуди. А потом спроси у старшего еще раз – спроси так, чтобы не обидеть;
  4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи… у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
  5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает сама себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье.… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность – это яд; отравляющий твою душу; великое счастье – чувствовать нетерпимость к этому яду;
  6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напоминать о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе. Если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты рядом. Помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой.
  7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое общение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживает человек горечь своего одиночества; оставлять одиноким дедушку. Оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, - бесчеловечно, дико. Помни, что в жизни человека наступает такой период. Когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;
  8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
  9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; только дремучий нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся. Как бы его сородич. Присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза – это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ. Люди придумали стол не только для того, чтобы ставить ноги под стол, а на стол облокачиваться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость;
  10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый. Пожилой человек. Особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого богатства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, а, плюясь своими плевками, ты позоришь себя.

Осуществление десяти нельзя требует большой заботы о гармонии всего воспитательного процесса.

Только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь.

 

Сухомлинский В.А.

Категория: Родителям | Добавил: litsey-99 (04.02.2015)
Просмотров: 1101 | Теги: воспитание, собрание, родителям | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]