Физические и психологические особенности подросткового возраста (рекомендации кураторам)

Подростковый возраст (11-15 лет) – это период неравномерного и активного физического развития, когда достаточно быстро усовершенствуется мускульный аппарат, усиливается действие гормонов роста.
Особенно интенсивно увеличивается рост (девочки – 12-13 лет, мальчики – 14-15 лет) за счет длины ног и рук, а кости грудной клетки и таза постепенно прекращают развитие. Отсюда возникает так называемая неуклюжесть, нескладность. Наблюдается неравномерное развитие сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается, работает сильно, а диаметр сосудов отстает в развитии. Это может приводить к головным болям, слабости, быстрой утомляемости. Может наблюдаться повышенная возбудимость. Один из важнейших факторов физического развития в этом возрасте  - половое созревание.
В учебной деятельности тоже происходит перестройка. Расширяются связи с окружающими, общение с друзьями, личные интересы снижают интерес школьника к обучению. Сознательно-позитивное отношение возникает тогда, когда обучение удовлетворяет познавательные потребности школьника. Подростковый возраст  - период активного развития и усовершенствования процессов мышления. Основная особенность умственной деятельности – повышение с каждым годом способности к абстрактному мышлению, смена соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним в большинстве случаев. Возрастает умение организовывать и контролировать свое внимание, память. В этом возрасте наблюдается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания на этом этапе несколько противоречиво: с одной стороны, формируется стойкое внимание, с другой – масса впечатлений, переживаний, высокая активность и импульсивность приводят к нестойкости внимания.
В воспитательной работе важно делать акцент на активность и трудоспособность.
• В желании работать, что-то творить, придумывать реализуется стремление к активности и самореализации.
• В серьезной работе учащиеся получают возможность реализовать свою «взрослость», и это крайне важно для них.
• Работа, которая выполняется коллективно, частично позволяет удовлетворить потребность подростков в общении со сверстниками.
• «Я-личность» важнее для подростка, чем «Я -  ученик».
• Общение со взрослыми происходит в позиции «партнерство», давление со стороны взрослых воспринимается болезненно и может вызвать негативную протестную реакцию.